Среда
25.06.2025
20:47
Форма входа
статистика
Locations of visitors to this page
Статистика

АРКОНА

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Ингвар  
С миру по нитке
ХальнирДата: Воскресенье, 10.04.2011, 19:46 | Сообщение # 1
Сторонник
Группа: Администраторы
Сообщений: 147
Репутация: 1
Статус: Offline
Мои записи пестрят короткими заметками, содержащими любопытные сведения о славянах. К сожалению, их отрывочность не позволяет написать на их основе полноценную статью, а поэтому я буду выкладывать их порционно, в таком виде, в которых они у меня имеются.
 
ХальнирДата: Воскресенье, 10.04.2011, 19:47 | Сообщение # 2
Сторонник
Группа: Администраторы
Сообщений: 147
Репутация: 1
Статус: Offline
Из саги об Олафе Трюггвасоне: "В то время правил на востоке в Гардарики (Русь) Вальдамар (Владимир) конунг, и был он славный муж. Мать его была пророчицей и предвидела многое, и исполнялось то, чтоона говорила. Она была уже слаба от старости, и такой у нее был обычай, что ее приносили в палату каждый вечер зимнего солнцеворота и она должна была говорить, что случится в мире, и сидела она в кресле пред высоким местом конунга и, когда люди сели на свои места и собрались пить, сказал конунг: "Что ты видишь, мать,- нет ли чего-нибудь опасного для моей земли?" И она стала вещать. Тот Вальдамар был отцом Ярицлейва (Ярослава), отца Хольти, отца Вальдамара, отца Харальда, отца Ингибьерг, матери Вальдамара, конунга данов, врага Арконы."
 
ХальнирДата: Воскресенье, 17.04.2011, 15:47 | Сообщение # 3
Сторонник
Группа: Администраторы
Сообщений: 147
Репутация: 1
Статус: Offline
Даждьбог, в украинских и белорусских сказаниях, описан как народный герой, карающий зло и хозяин тамошнего края. Существует легенда, что княгиня Ольга на старости лет решила кончить свои дни в Искоростене, где на горе построила на месте яхыческого храма (Святище) первую в здешних краях христианскую церковь. Это возмутило древлянских богов. Перун, Даждьбог и другие боги начали кидать с противоположной стороны Ужа (река) огромные камни, пока не свалили церковь в реку. А камни, которые кидал Даждьбог, так и остались лежать в русле, образовав известный там гранитный водопад. (по А.Членову)
 
ХальнирДата: Четверг, 21.04.2011, 10:29 | Сообщение # 4
Сторонник
Группа: Администраторы
Сообщений: 147
Репутация: 1
Статус: Offline
Позвизд Владимирович — сын Владимира Святославича.
Носитель уникального для княжеской династии имени, совпадающего с именем языческого божества (славянского бога ветра Позвизда). Упоминается только в летописном списке сыновей Владимира Святославича, предпоследним, из чего возможно, что относился к младшим его сыновьям. Больше о нём ничего не известно. Некоторые исследователи считали его не сыном, а племянником Владимира. Родился не позднее 988 года, то есть до принятия христианства, о чем свидетельствует и его имя. Неизвестно, кем точно была его мать, а также владел ли он каким-нибудь уделом на Руси. По Густинской летописи имел владение на Волыни. Время смерти неизвестно.

Н. А. Баумгартен отождествлял Позвизда с Хрисохиром (Золоторуким), вопрос об этом остаётся открытым. Византийский хронист Никита Хониат рассказал, что во время междоусобицы по смерти Владимира в Византии появился отряд из 800 дружинников, возглавленных родственником покойного князя Хрисохиром. Он предлагал принять его на службу. Византийские власти на всякий случай выдвинули требование составить оружие и начать переговоры. Хрисохир отказался, силой прорвался к острову Авидос, разбил пропонтидского стратига, дошел до острова Лемнос, где был окружён византийским флотом. Там он снова отказался показаться и погиб с большинством своих воинов.

 
ХальнирДата: Среда, 27.04.2011, 16:08 | Сообщение # 5
Сторонник
Группа: Администраторы
Сообщений: 147
Репутация: 1
Статус: Offline
Восточнославянский языческий миф о сотворении человека (рассказан Белозерскими волхвами по Повести Временных Лет, 1071год):
Бог (Белобог?) мылся в бане, распотелся, отерся ветошкой и бросил ее с неба на землю. И заспорил сатана (Темнобог?)с Богом (Белобогом?), кому из нее сотворить человека. И сотворил сатана(Темнобог?) человека, а Бог (Белобог?) душу в него вложил. Потому то, когда умирает человек, в землю идет его тело, а душа к Богу.
Весьма любопытный миф, на мой взгляд. Несмотря на столь серъезный источник (ПВЛ), он почти неизвестен широкому кругу. Миф отражает дуалистичное представление о процессе сотворения человека. В нем принимают участие и темное, и светлое начала, что и определяет наличие и дурного, и хорошего в каждом человеке. Причем эти начала равноценны, и так же равноценно их участие в процессе сотворения человека и сотворении мира.
 
ХальнирДата: Суббота, 25.06.2011, 16:50 | Сообщение # 6
Сторонник
Группа: Администраторы
Сообщений: 147
Репутация: 1
Статус: Offline
Навьи — мертвецы или, точнее, невидимые души мертвецов. Иногда исследователи говорят о культе навий, как о культе предков, но от этого следует предостеречь, так как предки это свои, родные мертвецы, неизменно дружественные, деды, покровительствующие своим внукам и правнукам. Навьи же это чужие, иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, „с дерева падших“, убитых молнией и т. п.). Очень полно раскрывает сущность навий болгарский фольклор: навьи это птицеобразные души умерших, летающие по ночам, в бурю и дождь „на злых ветрах“. Крик этих птиц означает смерть; „нави“ нападают на беременных женщин и на детей и сосут их кровь. Они — вампиры (упыри), чрезвычайно опасные для людей. (Рыбаков Б.А. "Язычество Древних Славян")
 
ХальнирДата: Воскресенье, 26.06.2011, 19:22 | Сообщение # 7
Сторонник
Группа: Администраторы
Сообщений: 147
Репутация: 1
Статус: Offline
Интересную находку сделал в 1985 году вологодский археолог-краевед И. Ф. Никитинский. Он исследовал так называемое Тиуновское святилище, расположенное в Тарногском районе Вологодской области в бассейне р. Кокшеньги. Одним из объектов исследования стал огромный валун с высеченными на нем картинами и надписями. Этот камень местное население считает священным. На камень нанесено много надписей на кириллице. Самые ранние надписи на кириллице относятся либо к XIV либо к XV веку, однако возможно, что некоторые рисунки на камне старше. На камне есть несколько символов, скорее всего являющихся родовыми знаками (тамгами), однако было сделано замечание о их сходстве с руническим письмом. Пока надпись окончательно не расшифрована. Известно, что местное население вплоть до XVII века (и, возможно, позднее) оставалось язычниками, и валун с высеченными знаками может считаться одним из сохранившихся до наших дней языческих культовых камней.
 
ХальнирДата: Воскресенье, 26.06.2011, 19:27 | Сообщение # 8
Сторонник
Группа: Администраторы
Сообщений: 147
Репутация: 1
Статус: Offline
Ирий (вирий, вырий) — в восточнославянской мифологии южные края, куда птицы улетают зимой, сказочная страна.

По преданию, ключи от Ирия сначала хранились у вороны, но та прогневала богов и те передали ключи жаворонку. С представлением об Ирии связаны магические обряды погребения птичьего крыла в начале осени.

Славяне верили, что именно на этот небесный остров улетают осенью перелётные птицы. Туда же возносятся души зверей, добытых охотниками, и держат ответ перед «старшими» — рассказывают, как поступили с ними люди. Соответственно, охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним, не причинять лишних мучений. Тогда «старшие» скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться, чтобы не переводились рыба и дичь.

В соответствии с древнеславянскими мифами, на этом острове живут прародители всех птиц и зверей (перед названием зверя, обитавшего на этом острове, говорили «старший» или «старый», это говорило о их зрелости и телесной мощи). Этот остров седьмого неба, крышей которому служили восьмое и девятое небеса, также называли «Ирий» или «Вирий».
 
ХальнирДата: Четверг, 18.08.2011, 23:37 | Сообщение # 9
Сторонник
Группа: Администраторы
Сообщений: 147
Репутация: 1
Статус: Offline
Сфенкел (или Сфангел) - по византийским источникам один из основных полководцев русского великого князя Святослава Игоревича, командовавший частью русских войск в 970 - 971 гг. В «Истории» Льва Диакона, названным «третьим по достоинству после Сфендослава» (вторым был Икмор), У Иоанна Скилицы он же назван именем Свангел и «вторым по достоинству». В 971 году Сфенкел/Сфангел, возглавляя семитысячную дружину, защищавшую Преслав, а после его падения прорвался в Доростол к Святославу. Во время одного боя в окрестностях Доростола Сфенкел погиб. Лев Диакон описал его гибель: "Обе стороны храбро сражались, попеременно тесня друг друга, и было неясно, кто победит. Но вот один [из воинов], вырвавшись из фаланги ромеев, сразил Сфенкела, (почитавшегося у тавроскифов третьим после Сфендослава), доблестного, огромного ростом мужа, отважно сражавшегося в этом бою. Пораженные его гибелью, тавроскифы стали шаг за шагом отступать с равнины, устремляясь к городу".

Некоторые из-за сходства имён и статуса его отождествляют с воеводой Свенельдом из русских летописей, но Свенельд участвовал в заключении мирного договора и в дальнейших событиях русской истории до 977 года, а Сфенкел, по сообщения византийцев, погиб ещё во время войны.
 
ХальнирДата: Четверг, 18.08.2011, 23:39 | Сообщение # 10
Сторонник
Группа: Администраторы
Сообщений: 147
Репутация: 1
Статус: Offline
Икмор (род. до 950 — 20 июля 971, Доростол) — один из ближайших сподвижников великого русского князя Святослава, так же как и Сфенкел (Сфангел) известен только по византийским источникам. Пользовался почётом не благодаря происхождению или расположению князя, а за одну свою доблесть и выдающиеся антропометрические данные. Лев Диакон писал о нём: "Был между скифами Икмор, храбрый муж гигантского роста, [первый] после Сфендослава предводитель войска, которого [скифы] почитали по достоинству вторым среди них. Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них.".

Во время одной из вылазок при осаде Доростола Икмор был обезглавлен Анемасом, телохранителем императора Иоанна Цимисхия (971), что вызвало (по словам Льва Диакона) смятение в русском войске и отступление с потерями к стенам Доростола.

Гибель Икмора в бою совпала с празднованием Перунова Дня, - одного из важнейших праздников в языческой Руси, - что, возможно, по мнению дружинников было вызвано гневом Перуна за их провинности и заставило отступить с поля боя.
 
ХальнирДата: Воскресенье, 18.09.2011, 19:41 | Сообщение # 11
Сторонник
Группа: Администраторы
Сообщений: 147
Репутация: 1
Статус: Offline
Вот, что пишет историк В.В. Пузанов со ссылкой на сборник «Древняя Русь. Город, замок, село» (М., 1985, с. 50): «Из 83 стационарно исследованных археологами городищ IX- начала XI в. 24 (28,9%) «прекратили своё существование к началу XI в.»
Разумеется, исследователь изо всех сил старается не видеть, что, собственно, он утверждает, рассуждая о «становлении единого государства Руси», «усмирении» каких-то невнятных «племён».
Но факты, как говорится, упрямая вещь — ни один источник совершенно ничего не говорит об «усмирении» кого бы то ни было в последние десятилетия власти будущего «святого».
К концу X, началу XI столетия источники относят не карательные экспедиции против «племён», а крещение Руси. Такова была цена «просвещения благой вестью» восточнославянских земель — 28,9% русских поселений. Почти треть.
 
ХальнирДата: Суббота, 24.09.2011, 23:41 | Сообщение # 12
Сторонник
Группа: Администраторы
Сообщений: 147
Репутация: 1
Статус: Offline
По свидетельству Гальковского, ещё в начале ХХ века русские крестьяне, на восходе Солнца, кланялись Земле, кланялись тайно и сняв предварительно крест.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: